Содержание
- 1 Общие советы
- 2 Взаимопонимание с ранних лет
- 3 Разговоры по душам
- 4 Наблюдение за действиями, интересами
- 5 Приучение к порядку и уборке
- 6 Чтение литературы вслух
- 7 Понимание чувств и желаний, обучение самоконтролю
- 8 Просмотр телевизора
- 9 Отправка ко сну
- 10 Похвала за совершенные действия
- 11 Исключение наказаний за личностные качества
- 12 Борьба со скукой
- 13 Игры и развлечения
- 14 Ребенок-интроверт
- 15 Развитие силы воли
- 16 Переговоры и дисциплина
- 17 Любовь и границы
- 18 Устранение опеки
- 19 Сопереживание и моральная поддержка
- 20 Финансовая ответственность
- 21 Отучение от эгоизма
- 22 Умение отказывать
Появление в семье малыша означает дополнительную ответственность для супругов. За чадом необходимо следить, воспитывать, обеспечивать, любить. Воспитание ребенка является ответственным занятием родителей.
Общие советы
Воспитание ребенка предполагает ответственный подход. Существуют нюансы, без учета которых можно испортить чаду жизнь. Чтобы сделать детство малыша наиболее комфортным, необходимо следовать следующим советам:
- Показывать любовь вне зависимости от характера, внешности, поведения.
- Не стоит наказывать ребенка слишком строго. Человек может начать врать о неудачах. Боязнь наказания повлечет скрытность, недоверие.
- Доверять чаду. У него не будет повода начать обманывать. По отношению к доверяющему родителю он будет стараться выглядеть лучше, помогать, совершать хорошие дела.
- Уважение к отпрыску заставит проявлять подобные чувства к матери и отцу.
- Не стоит смотреть сверху вниз. Лучше присесть на корточки, смотреть в глаза во время разговора. Усиливается взаимопонимание.
- Обнимать чадо. Проявлять ласку, гладить по голове, по спине во время сна.
- Стоит позволять помогать родителям. Ребенок может предложить свою помощь. Если малыш объективно не способен сделать желаемое, помочь совершенствоваться, обязательно хвалить за пройденный этап.
- Хвалить ребенка. Предоставляется дополнительный стимул стараться, добиваться лучших успехов. Получать похвалу приятно.
- Пояснять, за что похвалили. Давать определения, которые объясняют хорошее поведение — настойчивый, творческий, трудолюбивый, аккуратный.
- Находить в ошибках ребенка позитив. Объяснять, как сделать лучше в следующий раз, не допустить одинаковых ошибок.
- Разделить отношение к поступкам отпрыска и к самому ребенку.
- Научить разговаривать с матерью и отцом, делиться тем, что раздражает, какие эмоции испытывает. Нужно поделиться детскими воспоминаний, страхами, поступками.
- Приучение к порядку должно начаться в полтора года, закончится в 6 лет. После обозначенного периода сложнее повлиять на привычки.
- Оказывать отпрыску помощь по просьбе. Поддержать, помочь, направить на самостоятельные действия. Объяснить, где действительно требуется помощь родителя.
- Рассказывать чаду о своих успехах, провалах, чувствах, эмоциях по поводу. Он должен понять, что взрослые тоже ошибаются, испытывают неудобства. После можно поинтересоваться, как дела идут у ребенка.
- В конфликте с посторонними людьми родитель обязан встать на сторону отпрыска. Если малыш действительно ошибается, сказать наедине, не выставляя дураком на глазах у окружающих. Важно при неудовлетворении действиями отпрыска, разочаровании, отсутствии согласия.
- Научить смотреть на процесс. Позволяет понять, как делают определенные вещи. Знание процесса рисования поможет раскрыть художественный талант, процедура решения математических задач приведет к хорошим оценкам в школе. Ребёнок сможет отметить, что нравится, раздражает делать, почувствует взаимосвязь между процессом и конечным результатом.
- Верить в чадо, демонстрировать. Малыш сможет добиться успехов, если будет знать, что мать и отец в него верят.
- Нельзя сравнивать детей. Особенно касается братьев и сестер. Они должны равноправно чувствовать любовь, чтобы наладить межличностные отношения.
- Если в семье появляется второй ребёнок, не следует забывать о первом. Он нуждается в заботе, любви, внимании. Нельзя спихивать младшего на старшего.
- Интересоваться у младшего, как самостоятельно решить проблему во взаимоотношении со старшим. Что может дать старшему повод в общении для интересного совместного времяпрепровождения.
- Создавать условия, в которых дети могли приносить пользу. Помогает определиться с талантами, полезностью. Начинать с раннего детства.
- Уважать личное пространство. Дети имеют право на личные вещи, к которым другие не должны прикасаться, вне зависимости от возраста.
- Чтобы ребёнок прекратил действия, сказать, предложить замену.
- Если не получается полностью ограничить действия ребенка, разрешить делать с ограничениями.
- Не заставлять отпрыска совершать действие, если родитель пренебрегает, делает противоположное.
- Нельзя использовать положительные действия как наказание. Если вместо компьютерной игры заставить чадо читать, книги станут ненавистными, а компьютерная игра — запретным плодом.
- Необходимо научить ребенка отвечать за собственные действия, самостоятельно выбирать, принимать решения.
- Советоваться по семейным вопросам. Предпочтения на обед, куда пойти на выходных, как обустроить комнату.
- Донести до чада возможность менять, влиять на собственную жизнь. Если не устраивает положение дел, ему под силу изменить.
- Если малыш обиделся, разозлился на родителя, необходимо извиниться, сказать о любви. Ребёнок будет уважать мать и отца, которые способны принести извинения. Отношения станут искренними, близкими.
- Если чадо начало грубить, необходимо поощрять вежливые разговоры, обсудить проблемы. Без причины грубость от ребенка не исходит.
- Быть деликатным, бережным. Мнение родителей важно в начале жизненного пути. Малыш впитывает предписания, использует как жизненные установки, помогающие в жизни или наоборот.
- Напоминать малышу, что мать и отец его любят.
Взаимопонимание с ранних лет
Воспитание ребенка начинается с ранних моментов жизни. Необходимо понимать характер. Нужно постоянно следить за мыслительным процессом малыша, смотреть на мир его глазами, присесть на корточки, посмотреть в глаза. Необходимо понимать значения реакций на жизненные происшествия. Если чадо плачет при новой обстановке, понимающие родители выяснят, что отпрыск пытается донести. Он может говорить об излишке нового за последнее время, необходимости сделать перерыв. Способность мыслить наравне с ребёнком поможет быть на одной волне, узнать его получше, доверять инстинктам во взаимоотношениях.
Нельзя игнорировать дитя. В младенчестве малыш нуждается, чтобы мама и папа были рядом, заботились, проявляли ласку, показывали мудрость, силу, помогали, понимали. Родители – первые, лучшие учителя жизни. Первые 3 года они присутствуют в жизни малыша. Мама и папа должны быть терпеливыми, помогая, развивая личность.
Разговоры по душам
Воспитание ребенка невозможно без разговоров. Нужно рассказывать чаду о происходящем, говорить, какие ощущения испытываются. Это является проявлением уважения, помощью в знакомстве с собой, миром для малыша. Необходимо докладывать отпрыску о событиях, которые произойдут. Если родитель собирается сменить подгузник, сообщить, что сейчас чадо поднимут, поменяют памперс. Необходимо выждать некоторое время, дав ребенку отреагировать, затем медленно провести действие. Так чадо будет расслаблено, сюрпризы отсутствуют.
Необходимо описывать действия, пояснять. Помогает развить понимание причинно-следственных связей. Малыш будет меньше бояться обычных действий. Необходимо быть максимально честным в своих ощущениях. Позволяет избежать недопонимания, истерик. Общение станет открытым, создается основа для будущего взаимопонимания. Если ребёнок делает неправильно, необходимо сообщить.
Наблюдение за действиями, интересами
Воспитание ребенка пройдёт успешнее, если вести дневник. Нужно регулярно записывать действия малыша, выделять время на наблюдение. Выполнять процедуру стоит ненавязчиво. Можно усесться неподалеку, чтобы было хорошо видно, слышно отпрыска. Взять дневник, делать заметки об увиденном. Со временем коллекция записей о поведении, предпочтениях ребенка даст четкое представление о личности.
Ведение дневника поможет определить модель поведения малыша. Нужно интерпретировать поведение. Можно заметить новые увлечения отпрыска, впоследствии поддержать интерес, развитие. Вместе с возрастом меняются интересы, личные предпочтения, способности малыша. Изменения происходят непредсказуемо. Записывание наблюдений в дневник поможет предвидеть будущие изменения, выяснить причину. Стоит отдельное внимание обратить на игрушки, уточнить предпочтения касательно видов и использования в компании, одиночестве.
Можно понаблюдать за передвижением ребенка по дому. Он ходит аккуратно и осторожно, неуклюже сбивая предметы. У чада может быть любимая комната квартиры, в которой присутствуют привлекательные объекты. Обратить внимание необходимо на любимую еду. Во время наблюдения не стоит вмешиваться в процесс. Нет необходимости поправлять чадо.
Приучение к порядку и уборке
Воспитание ребенка невозможно без приучения к порядку. Необходимо обучить домашним правилам. Нужно рассказать, что каждый предмет имеет место, где он должен находиться после использования. Так можно сформировать чувство порядка дома, не придется убирать игрушки после игр.
Часто дети устраивают хаос дома. Если вещи не убирать по местам, создается беспорядок. Дети хорошо справляется с задачей устроить бардак дома. Необходимо научить сразу убирать вещи. Некоторые малыши от природы чистоплотны, убирают за собой. Они играют аккуратно и осторожно, не разбрасывают игрушки. Этому можно научить, но не стоит ограничивать творческие порывы и лишать удовольствия от занятий. Необходимое мягко, но настойчиво установить правила порядка в доме и обучить отпрыска убирать игрушки. Установить правила — новые игрушки можно взять, как только предыдущие окажутся на месте.
Чтение литературы вслух
К чтению нужно приучать с раннего детства. В будущем процесс поможет быть грамотным, полюбить книги. То, как часто родители читают малышу в течение первого периода жизни, оказывает влияние на будущую подготовку к школе. Необходимо часто читать книги вслух, пока чадо не научится делать самостоятельно. О пользе подобного мероприятия говорят десятилетиями редакции и организации, чьей специализацией является воспитание ребенка.
Дети, мать и отец которых читали книги вслух первые годы, лучше и быстрее начинают говорить, пополняют словарный запас, улучшают математические способности. Подтолкнуть, увеличить стремление отпрыска научиться читать, родители должны подавать информацию с энтузиазмом. Ребёнок поймет, что книги являются увлекательным занятием, будет уделять им время.
Понимание чувств и желаний, обучение самоконтролю
Воспитание ребенка завязано на восприятии окружающего мира. Родители должны помочь разобраться в собственных эмоциях, научить справляться с ними. Нужно с пониманием относиться к чувствам. Чем больше мать и отец будут уделять времени эмоциональному воспитанию, тем лучше отпрыск будет себя вести. Это происходит по ряду причин:
- Родители, практикующие подобные методы, реагируют на эмоции чада быстрее, чем остальные. Они чувствуют интенсивность, предотвращают сильные эмоциональные всплески. Мама и папа быстрее реагируют, ребёнок получает необходимое внимание и успокаивается.
- Чадо осознает, что родители его понимают, интересуются его жизнью и сопереживают. Они уверены в отношениях в семье. Бессмысленно капризничать для привлечения внимания отца и матери.
- Нет необходимости осуждать малыша за проявление эмоций. Создаются поводы для ссор, придирок. Детей не наказывают за выражение собственных эмоций плачем, гневов. Мать и отец, правильно осуществляющие эмоциональное воспитание ребенка, устанавливают границы дозволенного. Поясняют, что является приемлемым, разрешенным. Отпрыск, знающий правила и понимающий последствия, будет вести себя лучше.
- В случае использования подобного метода, эмоциональная связь между матерью и ребенком усиливается. Отпрыск станет лучше понимать просьбы. Он видит в них матери и отце лица, заслуживающие доверие, сопереживание, радости, желания не разочаровывать.
Просмотр телевизора
Из-за просмотра телевизора могут возникнуть проблемы. Воспитание ребенка должно включать ограничение доступа к развлечению. Большинство программ содержит сцены насилия. Ребёнок увидит аварии, убийства, теракты, драки. Они не должны перенимать подобные способы решения проблем.
Просмотр телевизора может быть гипнотическим. Маленькие дети сидят часами перед телевизором, смотрят на экран. Просмотр программ проходит без мыслительного процесса, наличия воображения, усилий. Это пассивное занятие. Можно включить полезные и обучающие программы, интересные детям. Их содержание спорно.
Лучше сделать просмотр программ по телевизору запланированным, в пределах разумного. Просмотр фильмов не должен быть главным развлечением для чада. Нужно определить программы, доступные к просмотру. Рекомендуется ограничить просмотр телевизора до нескольких часов ежедневно. Психологи рекомендует предоставить выбор, спрашивать чадо, какие программы он хочет посмотреть, отводя несколько часов. Подход помогает ребенку развить чувство ответственности и умение планировать.
Отправка ко сну
Современные дети спят меньше, чем сверстники. Однако факт остаётся незамеченным. Стоит следить, чтобы ребёнок высыпался и был бодрым с утра. Недосып способен принести проблемы. Сон оказывает влияние на эмоциональную стабильность отпрыска. От него зависит школьная успеваемость.
Недосып — причина раннего ожирения, снижения концентрации внимания, гиперактивности, неуправляемости и вспыльчивости. Недостаток сна способен привести к изменениям в мозге. Контроль важен в период роста, полового созревания. Позднее невозможно избавиться от изменений при помощи дополнительного сна.
Похвала за совершенные действия
Воспитание ребенка невозможно без похвалы и поощрений. Хвалить нужно за хорошо сделанную работу, отдачу. Малыши, которых поощряют за ум, восприимчивы к неудачам, позору. Они избегают сложностей и принятия решений. Если не удаётся сделать хорошо, появляется паника, развивать неуверенность. Результаты становятся хуже. Похвала за ум способна привести к боязни закончить начатое дело. Дети не смогут определиться со специальностью, добиться успеха, потеряют мотивацию. Необходимо хвалить за совершенные действия.
Исключение наказаний за личностные качества
Воспитание ребенка не обходится без наказаний. Нужно наказывать правильно. Ругать малыша нужно за совершенные или несовершенные действия вместо личностных качеств. Если наругать за лень, у малыша появится уверенность в лени. Отпрыск перестанет стараться, менять положение дел. Черты характера изменить сложно, они обусловлены постоянными факторами.
Ругать чадо разрешается за действия или бездействия. Критика должна быть оптимистичная. Если ребенка ругать с плохой стороны, он приучится к пессимистическому мировоззрению. Необходимо упомянуть о возможности исправления, находя оптимистичные стороны неправильного действия. Малыш станет стараться оптимистично воспринимать мир, учиться на ошибках.
Жестокое обращение, физическое насилие категорически запрещены. Дети перенимают показанное матерью и отцом, станут жестокими, неуправляемыми.
Борьба со скукой
Ребёнок может заскучать, когда занимается делом. Если произошло, необходимо сменить сферу деятельности. Нужно проявлять внимательность. Чадо должно понимать, что думать, оставаться наедине с мыслями безопасно. Скучающий малыш будет думать о последующих шагах, действиях. Мысль станет источником вдохновения. Хорошая фантазия заложена изначально. Дети склонны выдумывать, придумывать новые способы развлечь себя. Развивает творческое мышление, пробуждает вдохновение, учит генерировать новые необычные идеи, помогая в развитии ребенка как интересной личности.
Если отпрыск жалуется на скуку, нельзя решать проблему за него. Нужно подтолкнуть ребенка к созданию идеи времяпровождения. Способ помогает научиться принимать решения самостоятельно.
Игры и развлечения
Воспитание ребенка не обходится без игр и развлечений. Неограниченная игра позволяет научиться контролировать происходящее. Он перестанет чувствовать себя беспомощным. С помощью игр малыши учатся принимать собственные решения, решать проблемы, блюсти законы. Помогает в общении с другими, в обретении послушания.
Школа предоставляет другой метод. Детям запрещено принимать решения. Они должны делать, что говорят. Чем больше ребенок проводит времени в школе, следует указаниям взрослых, тем ниже способности к самоконтролю и умению координировать жизнь. Малыши не нуждаются в большом объеме образования. Им нужна свобода, возможность играть в безопасной атмосфере, исследовать окружающий мир. Необходимо обеспечить отпрыску доступ к игрушкам, интересным идеям, друзьям. Способ помогает выбрать собственный жизненный путь.
Ребенок-интроверт
Не все дети активные и шумные. Некоторые являются интровертами, предпочитая тишину и покой. Для них нахождение в школе может обернуться мучением. Шумно, везде находятся раздражители, чужаки, с которыми необходимо вести беседы. Заведение ограничивает возможности остаться наедине, побыть в одиночестве, подумать. Ребёнок быстро устаёт. Он вынужден постоянно пребывать в неудобных условиях. Необходимо отвечать у доски перед классом, перерабатывать информацию, терпеть общение с неинтересными людьми, переходить с темы на тему, работать группой. Учителя недооценивают учеников, указывая на отсутствие способности к обучению.
Ощущая давление со стороны общества, ребёнок-интроверт теряется. Учитель воспримет это, как отсутствие желания учиться. Необходимо уделять особенное внимание ощущениям в школе. Интровертам необходимо давать время на усвоение материала в условиях школьного класса. Нужно разговаривать с отпрыском, убедить его не принимать близко к сердцу происходящее, перестать зацикливаться на неудачах. Важно дома правильно преподносить материал, помогать ребенку в обучении.
Развитие силы воли
Воспитание ребенка невозможно представить без прививания силы воли. Необходимо правильно подавать информацию в целях обучить чадо. Важно рассказать о будущем вознаграждении за действия, нежели указать на моментальные лишения. Отпрыск будет думать о положительной стороне проявления силы воли. Если малыш отказывается выполнять домашнее задание, рассказать о предстоящей гордости, возможности пойти с друзьями поиграть, провести время.
Переговоры и дисциплина
В отношениях с подростком важно идти на контакт. Переговоры помогают узнать о жизни ребенка, располагая его и формируя приятные отношения в семье. Родители, чьи правила строгие, вынуждают подростков нарушать их и врать. В семье отсутствует взаимопонимание.
Не стоит позволять подростку всё. Меньше врут родителям, которые следят за дисциплиной дома, однако проявляют понимание и прислушиваются к мнению отпрысков. Если они просят о нарушающем правила действии, в исключительной ситуации можно разрешить это сделать, но единожды. Это поможет ребёнку не испытывать нужды во вранье, научиться уважать установленный порядок. Сотрудничество ведёт к повышению авторитета матери и отца, взаимопониманию в семье.
Любовь и границы
Воспитание ребенка должно балансировать между двумя крайностями. Необходимо находить золотую середину между любовью и строгостью, дозволенностью и отказами. Это поможет воспитать неиспорченное дитя. В начале дня необходимо задуматься, чему мать и отец могут научить чадо сегодня. Сравнить желание обучить чадо с целями, преследуемыми в его воспитании. Вечером нужно оценивать вклад в развитие ребенка.
Устранение опеки
Воспитание ребенка не означает излишнюю опеку. Нет необходимости в уверенности о счастливом расположении духа отпрыска ежеминутно. Хорошее воспитание означает, что отпрыск умеет самостоятельно решать проблемы, справляться с отказами, учиться на ошибках, исправлять неприятности.
Если ограничивать и ограждать от проблем, он не сможет научиться самостоятельности и ответственности, преодолевать трудные ситуации своими силами. Опекать своего ребенка запрещено. Необходимо позволить набить собственной шишки, пока ошибки не критичны. Излишняя опека приведёт к несостоятельности и неуспешности в жизни, отсутствию самостоятельности.
Сопереживание и моральная поддержка
Детей необходимо учить думать не только о себе. На первый план ставятся не только его чувства. Нужно научить уважать чужое мнение, желания и предпочтения. Это касается близких людей. Необходимо привить способность к эмпатии. Она даст возможность малышу смотреть на мир с позиции другого человека, поможет развить сопереживание, доброту, взаимоуважение и щедрость. Человек будет бескорыстным и великодушным, станет открыт другим людям.
Финансовая ответственность
Обучение самостоятельности – важная задача при воспитании ребенка. В жизни он сможет полагаться на собственные силы. Необходимо научить отпрыска управлять финансами. Нельзя ждать денежных средств от родителей. Необходимо сократить количество карманных денег. Нужно приучить к зарабатыванию денег на исполнение желаний. Воспитание ребенка должно включать осознание, понимание слова «нет».
Отучение от эгоизма
Дети бывают эгоистичны, хотят привлекать внимание. Нужно объяснить, что можно приносить радость и счастье другим, отдавая. Малыши не догадываются, какую радость это может принести друзьям. Щедрые дети лучше идут на контакт с другими людьми. Они счастливее по жизни, получают радость от дарения. Лучшим способом сделать ребенка менее эгоистичным — вовлечь в волонтерство. Финансовое вознаграждение отсутствует, прививается бескорыстие и научит думать о других. Важно не переусердствовать. Нет необходимости в альтруизме, необходим баланс.
Умение отказывать
Не стоит всё время удовлетворять желания ребенка. Это научит, что в жизни потакать никто не будет. Родители должны говорить “нет” без испытываемого чувства вины. Дети в будущем будут благодарны хорошему воспитанию при помощи способа. Он позволяет понять реальное положение вещей в мире.